В писательском мастерстве, как и в любом другом, нет предела совершенству. И о том, как сделать свой слог чище, написано множество книг. Кроме уже упомянутого Чуковского стоит прочитать «Пиши, сокращай» Л. Сарычевой и М. Ильяхова. А зарубежные авторы для повышения своего писательского мастерства рекомендуют руководство «Элементы стиля» Уильяма Странка.
Не претендуя на полноту изложения, я поделюсь некоторыми своими подходами, как сделать текст понятным.
✱ Протестируйте на читаемость. Проведите простой пользовательский тест. Дав почитать ваш текст коллеге, другу или соседу по парковке, отмечайте все места, в которых читатель испытывает затруднения. Попросите пересказать основные мысли из прочитанного. Упрощенный вариант такого теста — самостоятельное прочтение вслух. Обращайте внимание, легко ли вам произносить фразы, хватает ли вам дыхания до знака препинания или до конца предложения.
✱ Покажите фильм. Представьте: по вашему тексту снимается кино. Обратите внимание, на что направлена камера, и начните описывать предметы, людей и происходящее в кадре. Рисуйте для читателя анимированные картинки. Используйте простой порядок слов со следующей структурой: «Внучка кинула мяч в Жучку» — прямое изложение проще усваивается мозгом.
✱ Добавьте динамичности. Замените отглагольные существительные на глаголы. Номинализации превращают фильм в статичную картинку. Используйте глаголы действия и определительные наречия («быстро», «легко» и т.п.). Например, вместо «Выстраивание должной системы управления на предприятии обеспечивает повышение эффективности труда» лучше написать: «Начните управлять, и сотрудники легко будут делать в 2 раза больше за 1 рабочий день».
✱ Раскройте детали. Люди склонны обобщать, а это придаёт туманность тексту. Общие фразы хороши только тем, что не вызывают критики, с ними проще согласиться, так как в них нет конкретики. Вот, например: «Мы гарантируем сжатые сроки исполнения и качество продукции». С одной стороны, всё по делу, с другой — такой текст ничем не лучше куска хозяйственного мыла.
Раскрыть детали помогают уточняющие вопросы:
«Что именно вы понимаете под сжатыми сроками исполнения?»
«Как именно вы гарантируете качество?»
Получаем следующий текст: «Ваш заказ будет готов через 15 дней или ранее. Не устроило качество — товар можно вернуть в течение 30-ти рабочих дней с даты получения».
✱ Делайте паузы для вдоха. Слона легче съесть по кусочкам, а текст проще прочитать, если он состоит из коротких предложений и небольших абзацев. Во время чтения наш мозг постоянно обрабатывает и интерпретирует поступающие слова. Эта информация размещается в кратковременной памяти — своеобразном буфере — и находится там, пока её значение не будет осмыслено. Постоянно учитывайте ограниченность объёма буфера читателя. Опытным путём было определено, что он составляет не более 15-ти слов. К счастью, буфер очищается в тот момент, когда читатель доходит до логического завершения отдельной мысли в тексте. Для оптимизации работы с буфером читателя я использую следующие подходы:
► сокращаю предложения;
► разбиваю текст на короткие абзацы;
► минимизирую расстояние между подлежащим и сказуемым в предложении;
► избегаю ненужных слов, которые не прибавляют смысла;
► структурирую текст, выделяя основные мысли подзаголовками.