Как сдать работу, чтобы заказчик был счастлив и чтобы ничего не переделывать

Знаете, какой самый большой страх дизайнера, видеографа, фотографа или художника? Правильно. Получить заказ, взять задание в работу. Вложить все свои способности и усердие. А потом услышать от заказчика: «Что это? Если честно, мне не нравится. Давайте ещё что-нибудь попробуем!»

Если вы думаете, что успешная презентация работы зависит от уровня художественного мастерства и опыта, то вспомните, к примеру, Ван Гога. Портрет доктора Поля Гаше Ван Гога был продан на аукционе за 83 млн долларов в 1990 году. А сам Ван Гог готов был продавать свои картины за краски, и то не покупали. И брат Тео всю жизнь был его меценатом.

Так что быть крутым специалистом недостаточно, чтобы ваши работы нравились заказчикам.

Если презентация провалилась, то можно уйти в череду правок, от которых устанет и заказчик, и исполнитель. Возможно и так: клиент примет не устроивший его вариант, что в конечном итоге ещё хуже. Или заказчик сменит исполнителя. Мы через это прошли в самом начале.

Я расскажу, как мы выстраиваем работу теперь, чтобы получать позитивный отклик у клиента.

Снять розовые очки

Когда к вам обращается заказчик, его запрос может быть представлен в виде технического задания или просто на словах.

Набив несколько шишек, мы пришли к пониманию, что техзадание заказчика – это не то, что он хочет, каким бы подробным ТЗ ни было. А причина в том, что в сознании клиента обычно нет чёткого представления результата. Если дизайнер слепо верит техзаданию, то его, вероятно, ждёт провал. Потому что когда он будет презентовать готовую работу, тогда только заказчик и увидит, что она не соответствует его ожиданиям.

Вот упрощённый пример. Допустим в ТЗ написано: «Нарисовать яблоко». Теперь побудьте заказчиком и представьте нарисованное яблоко. А сейчас сверьте с тем, что нарисовал художник: розовое яблоко висит на ветке, его припорошил снег. Это яблоко, которое не успело созреть и осталось висеть всю зиму. Картина передаёт ощущение ностальгии по скоротечному лету.

Ну как, ваше яблоко совпадает с тем, что нарисовал художник?

Так вот, снять розовые очки — означает перестать цепляться за техзадание, как за прочную основу.

Вот первое, что мы применили. Мы стали готовиться к будущей презентации дизайна с первой встречи.

Первая встреча. Важны все слова

На первой встрече мы только говорим с заказчиком. Мы ничего не предлагаем. И это важно. У специалиста часто сильна внутренняя уверенность, из-за которой он сразу хочет давать советы, как нужно всё сделать. Мы же на первой встрече превращаемся в слушателя. Для нас важно узнать от заказчика всё, что ему важно. А он говорит на своём языке и часто использует клише вроде «легкий и вкусный дизайн», «передовой сайт» и пр. Мы принимаем это безоценочно и, самое главное, стенографируем все слова. Для чего мы это делаем, будет ясно позднее.

После первой встречи дизайнеры идут проводить исследования. Их цель — собрать примеры образов. На профессиональном языке они называются референсами.

Например, заказчик сказал: «Мне нравится легкий, неперегруженный дизайн». Дизайнеры руководствуются своим вкусом, отбирая лучшие образцы дизайна, которые адресуют к словам заказчика.

Вторая встреча. Образ желаемого

На второй встрече мы помогаем заказчику сформировать представление того, что он хочет. Если словесные описания можно получить, задавая вопросы (что мы делали на первой встрече), то внутренние образы мы никак не извлечем.

Поэтому мы действуем в обратном направлении. Мы показываем заказчику картинки-примеры дизайнов и смотрим на реакцию. Так мы и заказчик начинаем понимать, как выглядит, например, «вкусный и легкий дизайн». И тут имеет значение именно реакция. Так как смысл дизайна именно в том впечатлении, которое он производит, а не в технике исполнения или уровне мастерства.

Отсюда следует и другой вывод, который подтвердился на практике. Мы не показываем промежуточные результаты, наброски. Так как заказчик будет реагировать на то, что увидит. А если он увидит несовершенный, незавершенный дизайн, то и реакция будет негативная. В результате к итоговой презентации заказчик будет подходить не с лучшими ожиданиями.

С другой стороны, мы получили противоречие: если клиенту не показывать промежуточных вариантов, то мы можем не учесть чего-то важного для него, и опять же получим негативную реакцию, но уже на финальной презентации. Банально, на макете сайта может оказаться неверный номер телефона или отсутствовать email, который заказчик хотел бы разместить на самом видном месте, и такая мелочь испортит презентацию.

Вопрос: как показать промежуточный вариант для сверки, но при этом убрать реакцию на него? И при этом держать финальный дизайн-макет в секрете.

Третья встреча. Пенопластовый макет

В качестве промежуточного результата мы показываем заказчику прототип. Прототип — это как макет здания из пенопласта. Прототип специально делается чёрно-белым, схематичным, на нём «затёрты» те места, которые могут вызывать реакцию. Например, вместо логотипа может быть просто надпись «Логотип». Но при этом мы заполняем его реальными данными и показываем, что на каких местах стоит. Заказчик спокойно воспринимает прототип, как если бы он смотрел на схему здания. Такая схема позволяет согласовать логическую структуру, тексты и другие данные.

Любопытно, что прототип делает не дизайнер, а специалист с логическим, не визуальным мышлением.

А в это время дизайнеры рисуют дизайн.

Презентация

И наконец презентация. Мы показываем готовый дизайн.

В презентации мы наделяем смыслами итоговый макет. И тут нам пригождается стенограмма с первой встречи с заказчиком. Комментируя дизайн, мы демонстрируем, с помощью каких решений мы реализовали то, о чём изначально говорил клиент. А также добавляем свои профессиональные значения и оценки. Например, как дизайн решает маркетинговые задачи.

Чтобы понять, как с помощью слов можно придать значение увиденному, представьте для контраста две ситуации:

  1. Вы пришли в музей посмотреть картины, походили час-два, посмотрели.
  2. Вы пришли в тот же музей, но с искусствоведом, который как раз и наделяет дополнительными смыслами всё, что вы видите. Например: «Вот эту картину художник рисовал, когда был тяжело болен. Посмотрите на этот натюрморт в светлых тонах. Тут художник хотел выразить радость от рождения дочери».

Какой из опытов похода в музей будет богаче?

На презентации часто возникают самые хорошие эмоции и у дизайнеров, которые презентуют свою работу, и у заказчика, который видит готовый результат. И последнее время мы стали фотографироваться после сдачи проекта. На память. Если вы зайдёте к нам на сайт, то сможете увидеть эти фотографии.

Гарантия на дизайн

Описанный подход обеспечил нашей веб-студии большую уверенность, что заказчик будет доволен результатом. Для всех читателей нашего блога мы даём гарантию: если вам не понравится дизайн, то мы вернём деньги.

Также вам доступна бесплатная 15-ти минутная и, что важно, ни к чему не обязывающая онлайн-консультация с обсуждением вашего проекта. Записывайтесь в форме ниже.
Запись на бесплатный разбор сайта
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности